Все склоны в Красной Поляне, где есть открытые для катания трассы, уже несколько лет обрабатываются от карнизов механизированным способом — с использованием экскаваторов. В дополнение к работе газексов (лавинных пушек), это позволяет довольно оперативно обезопасить трассы для катания.
Обрушение карнизов экскаваторами во втором цирке Горной Карусели
Ниже расскажем, зачем бороться с карнизами, немного истории и полезная информация.
До этого карнизы в Красной Поляне ликвидировали вручную — небольшие рушили лопатами, а крупные срезали тросом, опустив его под основание карниза. Разумеется, этот процесс отнимал много времени и сил у лавинных служб курорта.
Фото: Шатинскас В.
Обрушенный карниз / Фото: Шатинскас В.
Видео из архива Соколова А.
Для профилактики образования карнизов использовались также специальные сооружения — «ветродуйки». Поскольку снежные карнизы образуются только под воздействием ветра, и всегда с подветренной стороны над более крутым склоном гребня, то изменяя аэродинамику на этом участке склона, можно значительно уменьшить образование карнизов. На фото ниже деревянные конструкции как раз выполняли эту функцию. Впрочем, если снега выпадало слишком много, то их частично заносило снегом и эффективность сооружений уменьшалась.
Фото из архива Соколова А.
Фото из архива Соколова А.
Ниже на фото наглядно видно результат работы «ветродуек».
Карнизы опасны своим внезапным обрушением, которое может произойти из-за погодных условий, когда снег весной подтаивает, либо ещё во время роста карниза, когда его масса становится критической. Также карниз может обломиться под массой человека или животного. Упавший карниз зачастую провоцирует сход лавины. В Красной Поляне наблюдались карнизы по 15-20 метров в высоту, то есть в результате обрушения крупного карниза вполне могло за раз упасть 10000 и более кубометров снега.
Ошибочно думать, что опасно подходить лишь к краю карниза — на нависающую часть. Под весом выступающей части линия отрыва образуется значительно дальше от края, даже за верхней точкой хребта.
Если нужно пройти через участок с карнизами, лучше всего, если есть возможность, заранее посмотреть расположение и размер карнизов на маршруте, и наметить безопасную траекторию. Когда снега немного, как на фото ниже, это сделать проще, так как больше ориентиров в виде камней и кустов. Безопасный маршрут нарисован зеленой линией. Если ориентиров нет, то лучше перестраховаться, и выбирать маршрут с запасом, забирая сильно ниже линии отрыва карниза. Ни в коем случае нельзя выходить на горизонтальную часть снежного гребня — при обрушении карниза вы почти гарантированно окажетесь на упавшей части. Очень сложно ориентироваться в условиях плохой видимости, поэтому, воздержитесь от перехода по этим участкам в плохую погоду.
Карнизы на маршруте Горная Карусель — Альпика-Сервис 26.04.2015
Иногда безопасная траектория бывает промаркирована флажками, тогда следует ориентироваться по этим знакам.
Соблюдайте осторожность в горах, пользуйтесь услугами гидов.
11 самых странных конструкций на горнолыжном курортеЧитайте также:
Как устроена канатная дорога на горнолыжном курорте.
В гостях у «снежных кошек». О жизни ратраков и их операторов