Вчера мы протестировали электровелосипеды Specialized Levo из проката Riders Bike в реальном велопоходе. Давно хотелось посмотреть что это за аппараты и какие преимущества они дают. Просто взять такой велосипед в прокат нельзя, так как он стоит каких-то космических денег — в разных комплектациях около 300-500 тысяч рублей. Поэтому обязательно всех клиентов сопровождает гид компании Riders Bike — с нами поехал Анзор Шухов, с которым наши постоянные читатели уже хорошо знакомы.
Для теста мы выбрали один из самых сложных на сегодня маршрутов предлагаемых клиентам — велопоход на Аишхо. В Riders Bike этот маршрут позиционируется как двухдневный, но мы хотели попробовать проехать его за один день. Выехали в обед, учитывая что мы уже несколько лет не сидели на велосипеде, и у нас не было подготовки, было интересно, насколько просто нам будет управлять велосипедом с электромотором и как мы справимся с задачей.
Техника сразу впечатлила — от разных продуманных технических мелочей и даже приложения на смартфоне до автоматически выдвигающегося седла, высоту которого очень просто регулировать прямо на ходу, в зависимости от рельефа трассы — при нажатии рычага на руле оно поднимается, а если на спуске надо опустить, то просто еще раз нажимаешь рычажок и как на офисном кресле своим весом опускаешь седло до нужного уровня. Ну и конечно, главное — мотор-ассистент, имеющий три режима работы — «Эко» (30% мощности), «Трейл» (60% мощности) и «Турбо» (100% мощности). Запас аккумулятора в режиме «Эко» — до 90 км (зависит от рельефа). В велосипедах Specialized мотор только помогает райдеру. Это и безопасней, и интересней, т.к. крутить педали все равно приходится.
Сперва Анзор настроил амортизаторы байков индивидуально под наш вес. Надели защиту и поехали. Спуск по автомобильной дороге до нижней станции канатки затруднений не вызвал, заодно приноровились пользоваться тормозами. На набережной Мзымты включили ассистент, на 30%. Ощущения очень необычные — как будто ты делаешь один оборот педалями, а кто-то за тебя делает еще один оборот.
Доехали до конца курорта Роза Хутор, проехали этно-комплекс «Моя Россия», и выехали на грунтовую дорогу. Раньше катались по ней на обычных велосипедах — доехать до нарзанового источника уже было достижением и отнимало немало сил. В этот раз мы даже не заметили дороги, ехать было невероятно просто. Конечно, при желании, можно было и совсем отключить мотор.
Вскоре после нарзана дорога ухудшилась — к ощутимому уклону добавились камни на дороге. Вкручивать на обычном велосипеде теперь было бы очень тяжело. Местами попадались довольно крупные булыжники, поначалу старался их объезжать, но потом убедился в том что велосипед очень хорошо держит курс, широкие покрышки совершенно не скользят по камням, а амортизаторы даже на небольшой скорости были вполне эффективны, и сильного дискомфорта не было — преимущество двухподвеса перед хардтейлом тут раскрывается в полной мере. С включенным ассистом мы довольно быстро продвигались. Даже на 30% мощности это было сравнительно легко.
Примерно после 2/3 подъема начался участок с несколькими крутоватым серпантином. Анзор без проблем заехал на них, а мы спешились и около 100 метров прошли пешком, толкая байки рядом с собой. Пешком идти было намного тяжелее чем ехать, но у нас бы не хватало опыта, чтобы преодолеть такой угол подъема на велосипеде, хотя электромотор легко завёз бы нас вверх, мы побоялись опрокинуться назад. Потом уже почти перед финишем был еще один стометровый участок с «живыми» камнями, по которому мы для первого раза тоже не решились проехать.
В итоге 15 километров подъема с 540 до 1660 метров над уровнем моря по довольно сложному покрытию мы преодолели за 3 часа 20 минут, и это совсем без подготовки! При этом нельзя сказать, что электробайк — это халява. К концу подъема мы устали. На последних двух километрах перед балаганами даже пришлось переключить ассист в режим «Трейл» (на 60%), потому что ноги уставали крутить педали. Но при этом мы были не убитые — небольшой двухминутной остановки вполне хватало чтобы восстановить силы и продолжать движение. Без мотора отдыхать пришлось бы намного дольше, и чаще останавливаться.
Совсем не скажешь, что мы только что набрали более километра высоты.
Наконец добрались до первых балаганов. Дальше решили не подниматься, т.к. хотелось полчасика отдохнуть и попить чай, а время уже поджимало — мы начали подъем только в обед, а нам предстояло в этот же день еще спуститься вниз до темноты.
Самое главное было доехать засветло до ровной дороги, что нам благополучно удалось, и уже в полной темноте при свете фонариков доехали от нарзанов до нижней станции канатной дороги Олимпия. Спуск вниз занял в 2-2,5 раза меньше времени. Во время спуска ассист совсем не использовался, включили только когда уже доехали до асфальта. Заряда аккумуляторов хватило у всех, и даже осталось от 20 до 40%.
Мы не смогли в полной мере оценить даунхильные характеристики байков, т.к. сами не имеем опыта скоростного спуска и у нас была задача спуститься максимально аккуратно и безопасно. Но Анзор показал нам возможности велосипедов, проехавшись на скорости вниз — в руках профессионала это безусловно отличный даунхильный байк.
Спасибо Riders Bike за велосипеды на которых чувствуешь суперсилу. И нашему гиду @anzorshukhov за советы и тур!
Выводы — внедорожные велосипеды с электромотором расширяют возможности райдеров, позволяя значительно увеличить дальность поездок, проехать за одно и то же время большее расстояние (в планах у ребят организация велопоходов на озеро Кардывач), и в то же время совершенно нет ощущения что это развлечение, убивающее романтику велопоходов. Точно так же приходится крутить педали, точно так же нужно переключать передачи, выбирая наиболее подходящую скорость. И точно также на следующее утро мы проспали на пару часов дольше обычного. На спусках электровелосипед ничем не отличается от обычного байка. Без сомнения развитие прокатов внедорожных электробайков в условиях Красной Поляны это большой прорыв, так как многие красивые места требуют заброски на канатных дорогах или автомобилях, а сейчас можно преодолеть подъем своими силами.