Тоннелепроходческий щит Herrenknecht-13210. Это самый большой щит (диаметр 13 метров), задействованный в строительстве дороги в Красную Поляну.
Сам тоннель будет чуть меньшего диаметра - 13 метров это без учета внутренней облицовки тоннеля. Как видно из схемы, этот тоннельный комплекс состоит из трёх тоннелей. Рядом с автомобильным тоннелем, в котором мы побывали, бурится технологический (эвакуационный) тоннель диаметром 6 метров, и за ним железнодорожный диаметром около 10 метров. Южный портал тоннелей видно со смотровой площадки на существующей дороге по пути в Красную Поляну.
Все три тоннеля соединены между собой в нескольких местах, а также делается несколько технологических отводов наружу.
Всем тоннелепроходческим щитам строители по традиции дают женские имена (что, на мой взгляд, довольно нелогично, согласитесь). Этот (эту?) зовут София. На момент нашей экскурсии было пройдено чуть меньше 200 метров тоннеля (из 3169 метров). Недалеко от входа в тоннель был виден хвост Софии.
Чтобы добраться до головной части, мы долго шли внутри большого механизма. Отработанная порода удаляется из тоннеля с помощью конвейера в левом верхнем углу. Также вглубь тянутся различные кабеля и вентиляционные трубы.
В центре управления щитом. На мониторах отображается вся необходимая техническая информация, с помощью видеокамер можно увидеть что происходит на различных участках.
Это самая главная часть - за стенкой уже находится вращающийся ротор весом около 200 тонн, который и бурит скальную породу со скоростью более 10 метров в сутки. С обратной стороны ротор можно увидеть на предпоследнем видео в конце статьи. Внутри на удивление довольно чисто.
Сперва перед запуском щита делается врезка на 40-50 метров специальным комбайном, и только потом запускается тоннелепроходческий щит, который продолжает прокладку тоннеля в автоматизированном режиме. Гигантский ротор углубляется в скалу, и машина выкладывает за собой кольца, состоящие из сегментов, которые называются тюбингами.
После выкладки очередного кольца, оно прижимается к предыдущим, фиксируется, и между кольцом и породой заливается специальный цементирующий раствор.
Потом весь этот механизм упирается в торец получившегося тоннеля и отталкиваясь от него, двигается дальше. Красная Поляна всё ближе.
Из-за сжатых сроков работа ведется с двух сторон. Естественно, FunSochi.ru не мог не поинтересоваться, как они так делают, что два тоннеля встречаются в одном месте, чтобы не получилось два тоннеля вместо одного. Вобщем, как мне объяснили, там очень сложные расчеты, каждый день специальные люди высчитывают смещение и корректируют направление. Причем допустимое отклонение составляет всего 3-5 мм на тоннеле длиной 3 км. Честно говоря, у меня это не укладывается в голове, как можно с такой точностью бурить 13-и метровое отверстие. Во время прокладки технологического тоннеля выбирается наиболее подходящий участок с хорошей породой (нужно чтобы он был вне зоны тектонического разлома), в этом месте сооружается специальная стыковочная камера, и уже в ней соединяются два участка в одно целое. Технологический тоннель пройден уже на два километра.
Монтаж щита весной 2010 года:
Небольшое видео о тоннелепроходческом щите Herrenknecht-13210, снятое блоггером drugoi:
А это как монтировали тоннелепроходческий щит, который пробивает соседний железнодорожный тоннель:
© FunSochi.ru - Красная Поляна он-лайн.
Комментарии 4
6 Март 2011, 11:13
Можно ли ожидать ещё подобные репортажи? Сейчас вроде начинают вантовый мост сооружать. Было бы интересно узнать, как там идут дела.