Красная Поляна, 2009
Когда происходит что-то необычное, и человек не может это объяснить, то придумывает какое-то свое объяснение этим явлениям. Так, много лет назад древние люди придумывали разные божества для объяснения таких явлений как дождь, гром, гроза. Прошлой зимой в Красной Поляне придумали Самолет. Именно Самолет, по версии многих, был причиной не очень удачного сезона.
Ход мысли, конечно, понятен – снега было мало, значит, виноваты строители Олимпиады (а они в Сочи всегда виноваты, хотя, надо сказать, иногда к ним действительно есть претензии) - чтобы успеть построить свои олимпийские объекты до 2014 года, они, якобы, каждое утро распыляют над Красной Поляной цемент, разгоняющий тучи. Потому что снег будет им мешать строить. Вот такая незамысловатая логика.
Сразу скажу, я не работаю в «Олимпстрое», и я не синоптик по образованию. Но давайте попробуем разобраться – что же такое «разгон облаков», как он производится, и посмотрим, есть ли логика на второй взгляд.
Во-первых, про Самолёт все говорят, но практически никто его не видел. FunSochi.ru проводил опрос, результаты которого говорят сами за себя.
Нестыковка №1
По рассказам «очевидцев», вражеский самолёт почему-то летает над Красной Поляной. Это более чем странно – сама технология «разгона» цементом не подразумевает никаких манипуляций с тучами НАД объектом, где надо обеспечить хорошую погоду.
Я связался с организациями, которые указывают подобные услуги, и выяснил, что на данный момент есть несколько технологий. Одна из них, действительно, подразумевает распыление цемента над облаком на подходе к нужному объекту. Цемент в мешках, к которым прикреплен трос, выбрасывают из хвоста самолета, от потока ветра мешок рвётся, и цемент развеивается над территорией. Осадки выпадают в том месте, где прошло воздействие на облако, то есть раньше, чем это должно было произойти. Соответственно, процесс разгона облаков ведется за несколько десятков (50-100) км от того места, где требуется создать хорошую погоду.
При этом, используется не один самолет, а несколько, они летят параллельно, и только тогда можно говорить о какой-то эффективности «разгона». На мой вопрос, реально ли тут обойтись одним АН-2 («кукурузником»), в компании ответили, что это из области фантастики – обработать одним самолетом большую площадь практически нереально. Более подробно про технологию можно прочитать здесь
Нестыковка №2
Допустим, кто-то действительно видел, что летает кукурузник и, вот досада, из его хвоста что-то сыпалось. Это не может быть цемент, т.к. его надо распылять НАД тучей - соответственно, этот процесс не будет виден с земли.
Нюанс: поскольку работа ведется с воздуха, должны быть летные условия, так как не всегда самолет или вертолет сможет в принципе пролететь в нужном месте, особенно в горах. Хотел бы я посмотреть на "кукурузник", когда он будет ночью в непогоду летать над Аибгой.
Есть и другая технология, когда специальный реагент, наоборот, задерживает осадки в облаке, чтобы они выпали после прохождения нужной области. Казалось бы - вот!!! Оно!!! Но, это, во-первых, точно не цемент. Во-вторых, прошедшей зимой в Красной Поляне с завидной регулярностью шёл дождь. Если предположить, что применялся этот метод, какая-то не очень высокая эффективность работы, не находите?
Кстати, вам обязательно расскажут, что одна такая упаковка цемента упала в огород на один из участков в Красной Поляне. Знакомые знакомых рассказывали, ага. Только, никто не сможет точно сказать, в чей именно огород.
Еще раз перечислим факты.
Факт: Зима была необычно теплая, причем не только в Красной Поляне, но и на побережье в Сочи (да и не только в Сочи, вон, Ванкувер тоже жаловался на погоду).
Факт: Зимой 09/10 в Красной Поляне очень часто шел дождь. Если бы облака разгоняли, дождей бы не было.
Факт: Наверху в горах (четвертая очередь «Альпики-Сервис» и третья очередь «Горной Карусели») проблем со снегом не было. Общее его количество там примерно соответствовало норме. Если бы облака разгоняли, снега наверху было бы меньше.
Красная Поляна, сезон 09/10
Факт: Во время снегопадов 18-20 марта 2010 благодаря понижению температуры снег удерживался на склонах достаточно низко, это позволило открыть на пару дней 2-ю очередь «Горной Карусели» и F-трассы «Газпрома». Потом температура воздуха опять повысилась, и снег благополучно растаял (пруфлинк).
Вряд ли это объясняется тем, что у строителей были перебои с поставкой цемента, или с тем, что Самолет был на ремонте эти два дня. И не надо валить на Медведева и Путина - они приезжали за зиму много раз, но так «повезло» почему-то только в марте.
Если предположить, что строителям нужна хорошая погода, то лично я не вижу каких-то нормальных объяснений, зачем им надо было провоцировать осадки? Разве под дождем работать удобнее?
Получается, что вся проблема была лишь в тёплой погоде.
Тут надо сделать отступление - то, пойдёт дождь или снег, зависит главным образом от температуры. В горах осадки формируются в облаке в виде кристаллов льда (снежинок), но из-за высокой температуры, по мере приближения к земле, тают и превращаются в капли (это если упрощенно).
И тут объяснение тоже было придумано практически сразу – Тоннель. Якобы, из-за Тоннеля (открытого еще в 2005 году) теплый воздух с побережья внезапно начал поступать в ущелье, и чем больше тоннелей будут строить для автомобильной и Ж/Д дороги в Красную Поляну, тем ситуация будет всё хуже и хуже. В разговоре с одним из сторонников такой теории, на мой вопрос «а разве тоннель может на что-то повлиять в Красной Поляне?», был выдвинут железный аргумент: «Ну, представь, вот у тебя в голове дырку просверлить, повлияет это на что-то или нет?». Сравнение, конечно, очень смешное, но нам важно разобраться в вопросе.
О каком-то влиянии такого «сквозняка» можно было бы говорить, если бы тоннель шел поперек горного хребта и пробивал его насквозь. Однако, давайте не будем забывать, что дорога Адлер - Красная Поляна проходит вдоль русла реки Мзымта, и тоннель лишь позволяет срезать изгиб ущелья. Тоннель проложен примерно на одном уровне с дорогой, по которой раньше много десятилетий ездили в Красную Поляну. Давайте посмотрим на фотографию этой дороги.
(фото взято из фотоотчета Антаны)
Конечно, местами ущелье имеет и более узкие участки, но даже с учетом этого, площади сечений тоннеля (около 40 кв.метров) и ущелья просто не сопоставимы. Я бы не стал говорить о сколь-нибудь значительном влиянии тоннелей на климат в Красной Поляне. Там и без тоннелей прекрасно дует.
Вобщем, мой вердикт: в прошлом сезоне строители не виноваты. Обычная природная цикличность.В этом году ждём нормальный сезон!
Комментарии 23
17 Ноябрь 2010, 13:17
Ну как говорится — будем надеяться на лучшее!
На худой конец, посмотрим как ты будешь есть снег. Ролик тут будет размещён? ;)
19 Ноябрь 2010, 17:01
Да здраствует РАЗУМ!!!!!!!!! Спасибо Денька, от души. Порадовал. Готов разделить риск поедания.