Ачишхо, осень 2014

Походы на Ачишхо давно стали "походами выходного дня" для многих и мало кого способны удивить, гора и её окрестности относительно легкодоступны и обжиты туристами. Но если где-то уже побывали все твои знакомые, это не значит, что там больше нечего смотреть.

С самого начала мы хотели отправиться на Ачишхо на несколько дней, с ночевкой, и планировали сделать это еще летом, но лето, как всем известно, очень скоротечно - глазом не успеешь моргнуть и уже осень. Так случилось и у нас: сначала “нет времени”, потом “плохой прогноз погоды”, так и получилось, что реализовать свою идею удалось только уже ближе к концу сентября.

Маршрутов на Ачишхо достаточно много и каждый может найти тот, который подходит ему больше всего- мы выбрали не самый сложный, но самый для нас интересный и красивый. Начинался он с подъема на Ниве до озёр Хмелевского, к ним ведет грунтовая дорога, изрядно размытая дождями и совсем не дружелюбная для легковых автомобилей. На берегу озера Большого, в беседке, мы встретили несколько человек, спасавшихся там от мелкого моросящего дождя и обрадовавших нас новостью, что дожди идут уже несколько дней и по прогнозу вероятность их прекращения была не так велика. Распределив равномерно вес по рюкзакам нашей маленькой группы мы отправились вверх по тропе.

Отдельно стоит отметить Мишу, который весь путь первого дня проделал в шлепанцах и в шортах, достаточно экстремальное сочетание в условиях дождя и температуры окружающей среды в районе 15 градусов Цельсия.

По мере нашего приближения к конечной точке нашего маршрута дождь превращался из мелкой водяной пыли в хороший такой ливень, и уже на перевале Острый мы были мокрыми насквозь. В обуви уже характерно чавкала вода, а штаны, намокнув, стали весить целую тонну. Вот тут уже шорты со шлепками начали казаться правильным решением.

Вообще весь первый день прошел под непрекращающимся дождем разной степени интенсивности, к месту стоянки, возле Ачипсинских водопадов, мы поднимались под проливным дождем, а палатки раскладывали в еле уловимый момент затишья. Приготовление пищи было тоже по-своему экстремальным - готовить пришлось под огромным куском целлофана, оставленным какими-то “ответственными” туристами.

Единственное, чем был хорош дождь - приготовление чая, пока закипала вода, его становилось больше.

Итогом первого дня стала насквозь мокрая одежда и ощущение пройденных ста километров, хотя на практике было пройдено всего семь. Больше всего вымотали чередующиеся равные спуски и подъемы, итоговый набор высоты по маршруту всего на 100 метров превысил сброс.

Утро следующего дня не принесло особых изменений в погодные условия- проливной дождь сменился моросью, солнце изредка появлялось в разрывах облаков. К обеду немного распогодилось и мы отправились на прогулку в цирк, расположенный выше места стоянки.

Сам цирк представляет собой площадку, окруженную с трех сторон горами, на склонах которых берут начало многочисленные ручьи, питающие Ачипсинские водопады. Когда-то в центре находилось озерцо, о чем свидетельствует подтопляемая заболоченная часть.

Сам Восточный цирк - место достаточно красивое, даже в такую не располагающую к прогулкам в горах погоду.

Но где побывали два туриста- третьим окажется вандал и высокая популярность данного места бывает заметна невооруженным глазом, если не в виде мусора, то в виде живописи.

Набежавшие облака вернули на свое законное место дождь, и мы отправились обратно. На смотровой площадке у водопадов полюбовались на туман.

И за неимением других красот углубились в кусты черники.

Так без особых приключений прошел еще один день, но самое интересное произошло ночью.

С самого начала мы знали, что в окрестностях достаточно много диких животных- на тропе периодически встречались следы жизнедеятельности медведей, а в один из дней мы смогли разглядеть на вершине горы пасущуюся серну и даже сфотографировали её через подзорную трубу.

Но вернемся к событиям ночи. Поскольку готовили мы за пределами палаток, то и вся кухня у нас была на улице. А теперь, представьте каково это - проснуться ночью в палатке от громко сопения и грохота переворачиваемой кастрюли. В общем местный косолапый пришел на запах еды и попытался произвести ревизию наших продовольственных запасов. К счастью, местные мишки не отличаются крутым нравом и стараются ретироваться, как только вы начинаете истерично кричать или просто включаете свет в свое палатке.

Фото: Михаил Кравченко

Быстрая перекличка и освещение окрестностей фонарями не выявили потерь в человеческой силе или пропажу провианта, единственное, что мы не смогли найти - пакет в который складывали мусор. Из-за столь специфичного выбора медведь заочно получил кличку “Волонтер”, так как на добровольных началах следит за чистотой и порядком в окрестностях.

После того, как в крови улеглась адреналиновая буря, нам удалось нормально оглядеться вокруг, без попыток высмотреть косолапого любителя мусора. И о чудо! Мы увидели чистейшее небо, на котором не было ни облачка, лишь звезды и млечный путь.

Воодушевившись таким хорошим знамением мы решили, что завтра обязательно поднимемся на вершину Ачишхо. А уже утром мы стартовали.

Погода хоть и сжалилась над нами, выключив дождь, но четко давала понять, что в любой момент может передумать. Поскольку собирать лагерь под дождем нам не хотелось, мы решили сбегать на вершину “по-быстрому” “до дождя” - выделив себе два часа на дорогу туда и два на обратную. Подъем начался с уже знакомого Восточного цирка.

Быстро поднявшись из котловины на гребень мы встретили там серну, сфотографированную днем раньше, к сожалению животное не было настроено на общение и поспешило покинуть наше общество, не удосужившись раздачей автографов и групповой съемкой с туристами.

Для экономии времени мы решили сократить наш путь и не идти по гребню, а спустившись в соседний цирк, срезать путь. Данный маршрут не является нашим эксклюзивным открытием и знаком многим, но не смотря на это может представлять определенную опасность так как проходит по обширным осыпным полям, при передвижении по которым надо соблюдать определенную долю осторожности.

По мере продвижения по маршруту погода сильно портилась и уже под самой вершиной мы шли в плотном тумане с дождем. Не самое удачное сочетания погодных условий для возможности насладиться в полной мере покорением горной вершины, ведь вокруг тебя везде однородная белая стена.

Маршрут нашего восхождения:

Обратный путь решено было провести по более исхоженной тропе, идущей по гребню хребта Ачишхо, тем более что её отчетливо видно, и шансов заплутать гораздо меньше. К сожалению, усилившийся дождь и плотный туман сделали невозможной фотосъемку, а интересного было достаточно.

На удивление, обратный путь у нас превратился в своеобразное сафари. Нет, медведя мы так и не встретили. Зато нам на пути вновь попалась серна, видимо это была та же самая, что и на восхождении- в этот раз она не сразу решила покинуть наше общество, а подпустила на достаточно близкое расстояние. Правда по её виду было понятно, что она не совсем понимает: “какаго черта они тут делают и почему от меня не отстанут”. Также в изобилии были встречены кавказские глухари, которые также не особо спешили улетать, завидев человека.

Возвращение лагерь было вдвойне приятным- одновременно с этим прекратился и дождь.

После обеда и сбора палаток с рюкзаками мы отправились в дорогу домой, маршрут не отличался от того, по которому мы шли в самом начале. Правда, к конечной точке нашего маршрута мы выходили уже по темноте при свете фонариков.

В заключении хочется сказать, что для посещения Ачишхо вам обязательно понадобится оформить пропуск в администрации заповедника, уплатив 150 рублей с человека за сутки прибывания, и согласовать ваш маршрут пребывания на территории заповедника. И даже не смотря на возможность однодневного посещения этих мест идти в поход лучше на несколько дней с палатками. И не забывайте про банальные требования безопасности - на тропе ведущей от озёр Хмелевского к Ачипсинским водопадам в первый же день мы нашли импровизированные костыли…

Для создания поста использованы фотографии Шуховой Ольги.