Как только завершились зимние Паралимпийские игры в Сочи и на Красной Поляне, город постепенно стал возвращаться к нормальной жизни. Уезжают люди, становится меньше транспорта, открывают олимпийские полосы, снимают посты. Как только появляется возможность уйти в отпуск, решаю вновь после длительного перерыва сходить с друзьями в горы.
Южный макросклон Западного Кавказа в районе Красной Поляны пока не вызывает интереса, т.к. весь район ассоциируется с суетой и нервами предолимпийской подготовки, а также проведением самой зимней Олимпиады. Хочется тишины и покоя… Уехать подальше из города. И чтобы маршрут был не очень напряженный, т.к. колено болит вот уже больше полугода (после похода на Голубое озеро в район Турьих Гор).
Выехав за полночь из Сочи, к рассвету приезжаю в Майкоп. Возле конторы Кавказского заповедника удается поспать часа полтора на заднем сиденье машины до приезда друзей из Краснодара. Затем вместе едем в Псебай, где решаем вопрос допуска на территорию Кавказского заповедника.
После выезда из поселка Псебай открываются виды на Чертовы Ворота, заснеженные северные предгорья Ятыргварты.
Далее, минуя пустой пост полиции в Перевалке, по грунтовой дороге доезжаем до кордона заповедника Черноречье.
Через 200 м после кордона (у впадения Уруштена в Малую Лабу) через Уруштен есть добротный деревянный мост.
Отсюда мне приходилось дважды начинать многодневные маршруты в Красную Поляну. Описание одного из них (пятилетней давности) можно посмотреть здесь. В этот раз нам разрешено проехать дальше по дороге вдоль левого (орографически) берега Малой Лабы до кордона Третья Рота.
По пути пересекаем несколько ручьев. Даже для наших «паркетных» внедорожников Mitsubishi путь вдоль реки не представляет затруднений. Примерно через 6 км после моста через Уруштен мы у начала пешей части маршрута.
Оставляем машины, переодеваемся в походную одежду и обувь, перепаковываем рюкзаки. Недалеко от построек кордона установлен обелиск в память о солдатах Великой Отечественной войны, погибших при защите перевалов Кавказа.
От обелиска дорога идет на подъем. Вначале некоторые участки дороги можно спрямить по тропам. На первом выполаживании возле указателя «поляна Отдельская» можно немного передохнуть.
Нужно отметить, что к домику урочища Вал никто из участников похода таким маршрутом еще ни разу не ходил, поэтому маркировка на деревьях и столбы-указатели здорово помогли нам при выборе правильного пути. После первого указателя дорога взбирается к живописному перегибу склона.
Медленно ползем вверх, следуя изгибам и поворотам дороги, набираем высоту. Время уже послеобеденное. До наступления темноты желательно выйти к дому заповедника. В противном случае придется бродить в лесу с фонариками в поисках верного пути. Палатки у меня с собой нет, а ночью температура на границе леса и субальпики опускается ниже нуля градусов, поэтому однозначно необходимо ночевать в доме. Переходим через небольшие ручьи, продолжаем подъем. После очередного выполаживания склона впереди вброд через ручей Пруд. Отсюда старая дорога круто взбирается к поляне Седовского (на карте этот участок обозначен не совсем оптимальной ниткой маршрута, т.к. на обратном пути мы отклонились после поляны Яворной в сторону искусственного солонца).
Итак, от поляны Седовского по слабо заметной тропе продолжаем движение по полянам и перелескам до следующего ориентира – указателя «поляна Яворная». Очевидно, что название происходит от Яворов (Кленов ложноплатановых) – деревьев рода Клен. Далее тропа становится более четкой, продолжаем подъем вдоль старой заросшей дороги. Чувствуется близость выхода на водораздельный хребтик между горой Вышка и урочищем Вал. Наконец, у края обширной поляны виден столб-указатель «поляна Ефремкина».
Высота – немногим более 1600 м над уровнем моря. Отсюда к домику заповедника предстоит набрать около 200 м высоты. Снова выходим на заброшенную дорогу, продолжаем движение по хребту. Вершинку с соснами огибаем справа. Здесь возле дерева с тремя стволами, помеченного красной краской, приходится надевать снегоступы, т.к. нога проваливается в рыхлый подтаявший снег. Впереди среди леса виднеется крыша домика заповедника (старого заброшенного домика). Новый дом, куда мы держим путь, пока не просматривается. Солнце опускается за горизонт, начинает по южному быстро темнеть. Чувствуется сильная усталость после бессонной ночи за рулем и километрового набора высоты с тяжелым рюкзаком. Заключительный на сегодня подъем без тропы по снегу приводит к старому домику заповедника.
Новый дом расположен немного правее (по ходу движения слегка на подъем), буквально в сотне метров от старого.
Сегодня мы заслужили хороший отдых. Обустраиваем ночлег, готовим ужин, растапливаем печь в доме. На углях жарим принесенное с собой мясо. Любуемся панорамой звездного неба. Строим планы на завтрашний день. Под музыку Pink Floyd в тепле и уюте отходим ко сну.
Наутро погода отличная! Позавтракав, собираемся в сторону перевала Трю. Хотя сразу выше домика на лугах снега нет, с собой обязательно берем снегоступы. Они пригодятся на пути к перевалу.
Пройдя метров 800 на юг, надеваем снегоступы и берем правее в сторону леса.
Утренний снег держит неплохо, нога почти не проваливается. Снега в лесу много, тропа не угадывается. Набираем высоту, выдерживая общее направление движения немного выше седловины между Армовкой и вершиной с отметкой высоты 2248 м. Подъемом «в лоб» по крутому снежному склону обходим еще более крутые снежники в верховьях истоков реки Азиатская.
К северу западу в нескольких километрах от нас – обрывистые восточные склоны хребта Скирда.
Начинает припекать солнце. Снег подтаивает и становится более рыхлым. Кое-где на северных склонах хребта Снеговалка прослеживается тропа.
После траверса нескольких снежных склонов умеренной крутизны, наконец, выходим к перевалу Трю (2330 м).
Как такового перегиба склона здесь незаметно. Очень плавное закругление рельефа ведет нас дальше, к обрывам северо-западного отрога горы Ятыргварта (хребет Снеговалка).
Выходим к кругозору чуть выше места, откуда магистральная тропа начинает спуск на Мастаканские поляны (к перевалу Мастакан). На западе вдалеке высится хребет Джуга.
Правее – Бамбаки и Ачешбок (Чертовы Ворота).
А прямо перед нами с южной стороны открывается захватывающая дух панорама на Мастакан, вершины хребта Алоус и многие другие далекие и близкие горы.
Пока закипает вода для чая, можно сфотографироваться на их фоне.
Суровы и неприступны в это время года вершины и хребты, окружающие долину реки Ачипста.
За горой Мастакан – северные «цирки» под вершинами хребта Алоус.
В одном из «цирков» под Алоусом притаилось одноименное озеро. Путь к нему ведет от перевала Алоус.
Ниже нас (примерно на 350 м) не спешит освободиться от снежного покрова долина Мастакан, которая относится к долинам перевального типа.
Время летит незаметно, солнце все ниже к горизонту. Быстро собираемся в обратный путь. Перед выходом обязательно нужно сделать фотопанораму.
Затем еще раз взглянуть на Алоус, Ачипсту, Челипси, Цахвоа.
Глубокие тени ложатся на хребет Скирда.
Примерно за час добегаем к началу крутого спуска (к югу от вершины 2248 м).
Отсюда провожаем солнце, которое ныряет за хребет Джуга.
Сумерки быстро переходят в непроглядную тьму. По лесу идем с включенными фонариками, отыскивая свои следы на снегу. Менее чем через час мы снова в доме. Все, что было вчерашним вечером, повторяется почти в той же последовательности. Впрочем, от этого отдых не становится менее приятным. Оттачивается мастерство приготовления шашлыка на углях под звездным небом. Жарко топится печь. Звучит космическая музыка. Некоторое разнообразие в сытный ужин вносит игра «в окончания слов», предложенная Павлом и Леной.
Утром просыпаться никто не торопится. Сегодня у Павла день рождения! Небо ясное, хотя во второй половине дня по прогнозу должно быть ухудшение погоды.
Именинник принимает поздравления и еще до завтрака, опередив всех, спешит из дома на луга, чтобы сделать несколько утренних снимков.
Далеко внизу среди хребтов и живописных скал петляет река Малая Лаба.
К северо-западу открывается панорама от хребта Скирда до хребта Малый Бамбак.
Вернувшись в дом, завтракаем и собираемся к выходу в сторону горы АрмОвка (с ударением на второй слог). А там возможно получится пройти к Ятыргварте. Посмотрим по погоде, загадывать заранее не будем… Экипируемся так же, как вчера (рюкзаки, фотосумки, гамаши, снегоступы, треккинговые палки, солнцезащитные очки обязательно).
Начинаем подъем по лугам. Не сворачивая в лес, продолжаем путь прямо – в направлении северо-восточного отрога горы Ятыргварта (одно из плеч хребта Снеговалка). На западе образовалось довольно фотогеничное облако.
Продолжаем подниматься по тропе, местами взбираемся по снежникам. Снегоступы пока не нужны. Позади остается наш дом, еще дальше и ниже – река Малая Лаба.
Открывается вид на скальные обрывы хребта Малый Бамбак.
На юго-востоке – хребет Дженту.
Небо начинает заволакиваться тучами, дует холодный ветер. Вскоре, на подходах к отметке высоты 2361 м, у края глубокого обрыва в балку Копцева становятся видны новые далекие и близкие вершины.
Те, что расположены ближе к нам (хребет Большие Балканы), пугают обилием неприступных круч.
Перед заключительным подъемом к пологой вершине горы Армовка характерным ориентиром служат скалы с вкраплениями красноватого цвета какой-то лишайниковой растительности альпийского пояса.
Слева по ходу подъема – панорама суровых заснеженных вершин.
Когда поднялись на Армовку, с неба начал падать крупными хлопьями снег. Правда, продолжалось это совсем недолго. Спустившись на северную сторону в поисках укрытия от холодного ветра, отдыхаем, перекусываем, завариваем чай. Осматриваемся по сторонам в поисках каких-нибудь животных. Наверное, в солнечную погоду хребет Джуга смотрится лучше, чем сейчас.
Перспектива дальнейшего подъема по гребню хотя бы в сторону предвершины горы Ятыргварта под ледяным ветром и снежными зарядами совсем не вдохновляет.
Поэтому решаем отложить разведку подъема на Ятыргварту через Армовку до следующего раза. Снегоступы сегодня так и не пригодились. Начинаем движение вниз по пути подъема.
На фоне освещенных солнцем далеких хребтов, ближние прячутся в мрачные тени, с неба к ним тянутся черные нити снеговых туч.
Скалы отрога, выступающего в балку Копцева, – отличное место обитания туров и серн. Павел сумел разглядеть где-то далеко внизу несколько особей.
Тем временем, по мере спуска вниз, ветер стихает, но небо остается таким же мрачным и неприветливым.
Впереди более двух километров пути по хребту.
Тучи над нами становятся все более хмурыми. Изредка срывается дождь.
Все же спустились мы довольно быстро. Роман вообще убежал от всех далеко вперед. К нашему возвращению в дом, уже весело трещали дрова в печке. Тепло огня вместе с дымом непросушенных поленьев растекалось по всему жилому пространству. Вечером дождя больше не было. Приготовили последнюю порцию шашлыка, доели и допили почти все вкусности. Поздравляли именинника с днем рождения. Вновь прекрасно провели вечер в горах. На ночь слегка приоткрыли внутреннюю дверь дома, чтобы свободнее дышалось от дыма.
Наутро не спеша собрались в обратный путь. Вскоре после выхода из дома начался мелкий дождь. Иногда усиливаясь, дождь сопровождал нас всю дорогу. После Яворной поляны взяли правее и вышли не к поляне Седовского, а к искусственному солонцу. Очевидно, работники заповедника соорудили из куска старой шины емкость для закладки соли, которая нужна для подкормки многих копытных.
Затем было бы предпочтительно вернуться на правильный путь к поляне Седовского, но у меня спуск к броду через ручей Пруд получился не совсем оптимальным (без тропы по крутому скользкому склону). Далее четкая тропа и старая дорога привели к началу пешей части нашего маршрута – обелиску на кордоне Третья рота.
Здесь гостеприимные егеря напоили нас горячим чаем. Переодевшись в сухую одежду, разложив все вещи по машинам, начинаем движение по дороге вдоль Малой Лабы. Дождь скоро усиливается, но нас теперь это не сильно беспокоит. Нормально доехали до конторы северного отдела заповедника в Псебае. Затем через автозаправку – на Майкоп, где Роман угостил всех вкусной пиццей в пиццерии на улице Хакурате. Дальше ребята отправились в Краснодар, а я через Апшеронск, Хадыженск, Шаумянский перевал, Туапсе после часа ночи прибыл домой в родной город Сочи.