Желание подняться к озерам Хмелевского по крутому отрогу хребта Ачишхо возникло у меня давным-давно. Говорили, что именно по этой тропе ходят туристы со стороны турбазы министерства обороны «Красная Поляна». Но, все как то не получалось осуществить задуманное. Много лет мы с друзьями ходили (или ездили) к озерам Хмелевского другими маршрутами: со стороны бывшей метеостанции Ачишхо или по грунтовой дороге из Красной Поляны.
О тропе из Красной Поляны упоминает Ю.К. Ефремов в книге «Тропами горного Черноморья», в главе «Тропа Хмелевского». Правда, теперь, когда я прошел новой для себя тропой, уже не уверен, что это тот самый путь, о котором писал Юрий Константинович. Но, тем не менее, думаю, что знание еще одной тропы к популярному у туристов месту отдыха – озерам Хмелевского, будет полезно и познавательно для тех, кто еще не пробовал ходить таким маршрутом.
Итак, к началу подъема можно подъехать (или подойти) как из центра Красной Поляны, так и со стороны дороги, ведущей к турбазе министерства обороны «Красная Поляна». В первом случае, следует свернуть направо с асфальтированной на грунтовую дорогу после новых домов на улице Ачишховской, построенных к Олимпиаде 2014 года, и далее двигаться по ней, пересекая ручей Мельничный до ответвления дороги к бывшему так называемому «царскому домику» и находящимся поблизости бывшему ресторану и существовавшему с 1971 года музею флоры и фауны Кавказа. Во втором случае, на перекрестке дороги, ведущей к турбазе министерства обороны «Красная Поляна», нужно, не сворачивая направо, продолжить движение прямо в сторону антенно-мачтового сооружения «МегаФон» и далее до того же ответвления дороги к бывшему «царскому домику» и музею.
Как пишут в одном из источников сети Internet «…В мае 2013 года начались работы по реконструкции домика, которому в этом году исполнилось 110 лет с момента завершения строительства. Работы по реконструкции были начаты по указанию министра обороны РФ Сергея Шойгу…» Впрочем, видимо реконструкция продолжается, т.к. ответвление дороги упирается в высокий забор закрытой территории. Вернувшись немного назад, оставляю машину у ответвления дороги и начинаю движение вверх по грунтовой дороге.
На второй петле поворота дороги – развилка: влево – к ручью Мельничный, вправо – вероятно к началу тропы по крутому отрогу хребта Ачишхо. Я выбрал первый вариант, но в будущем нужно попробовать пройти другим путем, т.к. тропы от ручья Мельничный на отрог хребта Ачишхо нет, т.е. мой пройденный маршрут в своей начальной части нельзя считать правильным и тем более удобным. На карте и фотографии красным цветом выделена нитка реально пройденного пути, а сиреневым цветом – предполагаемый начальный отрезок подъема по отрогу хребта Ачишхо, по которому следует начинать движение.
Итак, продолжая подниматься по грунтовой дороге, вскоре подхожу к неизвестному гидротехническому сооружению на ручье Мельничный, территория которого отгорожена забором.
Здесь дорога заканчивается, следы продолжения дороги или тропы не обнаруживаются. Решаю вернуться немного назад, пройти траверсом по лесу и выйти на тропу, которая проложена по отрогу хребта Ачишхо. Но, как это часто бывает, соблазн подняться по крутому склону прямо «в лоб» (чтобы сократить путь) оказывается слишком велик. Карабкаюсь вверх по крутому склону над обрывами к ручью Мельничный, цепляясь за стволы и корни деревьев, кусты черники. Понимание обстоятельства, что повернуть обратно на таком склоне не получится, и обязательно нужно выбираться на правильную тропу, придает решимости двигаться только вперед и вверх. Вскоре уклон на подъеме немного уменьшается. Выползаю на второстепенный отрог, который находится чуть в стороне от «основного», где проходит тропа. Еще немного усилий и можно передохнуть у характерного ориентира – дуба с расположенными у южной стороны тремя крупными камнями.
Главный вывод, который вновь и вновь подтверждается практикой – движение по тропе экономит силы в походе (по некоторым оценкам – на порядок). Конечно начальный отрезок пути, пройденный мною, нельзя рекомендовать как удобный и правильный путь. Следует начинать подъем по тропе, идущей по отрогу хребта Ачишхо, где-то в районе бывшего «царского домика».
Отдохнув, продолжаю подъем по хорошо заметной и натоптанной тропе.
В просветах между деревьями открываются виды на Аибгу, Красную скалу.
Тропа проходит по самому коньку отрога среди стройных буков.
В целом идти удобно, лишь изредка на пути встречаются заросли кустов черники. Сейчас листьев на них нет, поэтому идти проще, чем летом. Вблизи вывороченного корневища упавшего дерева открываются виды на Аибгу и Красную Поляну.
Отсюда появляются первые пятна не растаявшего снега. По мере выполаживания склона снежный покров становится сплошным. Лишь вокруг буков по окружности можно видеть небольшое пространство, свободное от снега. После ствола одинокого полусгнившего трухлявого дерева (неплохой ориентир на ближайшие несколько лет) подъем завершается. Неподалеку на стволе бука вырезана надпись, вероятно, гостем из Молдовы.
Далее выхожу на грунтовую дорогу протяженностью около 10 км, которая ведет к озерам Хмелевского из Красной поляны. Снег на дороге плотный, укатанный, нога не проваливается. Угадывается колея, вероятно от снегоходов. Через пару сотен метров прохожу мимо указателя — километрового столбика.
Дорога полого поднимается на северо-запад, через километра полтора подходит к развилке – к Западному, Большому или Восточному озерам Хмелевского.
Указатели совсем недавно стали оттаивать из-под снега.
Кстати, полагаю, что работникам Сочинского национального парка должно быть известно правильное название рекреационного объекта – «озера Хмелевского», а не «Хмелевские озера». Название «озера Хмелевского» предложено известным географом и писателем Ю.К. Ефремовым. В начале XX века (1909-1914 г.г.) Викентий Фердинандович Хмелевский, доктор ботаники, профессор, член Крымско-Кавказского горного клуба, владелец земельных участков вблизи озер, исследовал флору и климат Красной Поляны, был научным руководителем ботанических экскурсий в районе поселка, в долину Мзымты и на озеро Кардывач. В честь этого исследователя и названы озера.
Озеро Большое укрыто толстым слоем снега, весна здесь только на подходе.
Гостиница и другие вспомогательные строения — на месте, постояльцев не видно и не слышно.
С любопытством встречает добродушная собака. Рискну предположить, что порода называется маремма-абруцкая овчарка, по крайней мере на фотографиях из сети определенное сходство прослеживается.
От гостиницы в сторону кругозора (отметка высоты 1822,2 м) ведет дорога, переходящая в тропу. По протоптанным следам поднимаюсь на вершину. В прошлогодний поход осенью на «кругозоре» была скамейка, металлические ограждения, крупные камни. Сейчас все скрыто под толстым слоем снега.
Погода портится, из темных свинцовых туч вот-вот польет дождь. Действительно, кратковременные осадки срываются, только в виде снега. Главный Кавказский хребет в облаках; на южных склонах ГКХ, на Ачишхо и в районе Красной Поляны солнышко иногда вырывает из сумрака отдельные вершины и перевалы. Просматриваются Малый Чугуш, пик Пришвина.
На юго-востоке, оправдывая свое название, темной скальной громадой высится пик Черная Пирамида.
На западе, на фоне вершин Ачишхо, — вершина Медвежий бугор, Волчьи Зубы и перевал Медвежьи Ворота (справа).
Далекий триумвират горных вершин: Фишт, Пшехо-Су, Оштен.
Остроконечный Псеашхо Сахарный, крошечные домики на Бзерпском карнизе.
С северной стороны на хребет Псехако (Псекохо) ползет вверх извилистой лентой новая олимпийская дорога.
Проведя на кругозоре около часа, перекусываю и кипячу чай. Погода не улучшается, красивых панорам придется ждать долго. Начинаю путь в обратную сторону. Мимо гостиницы, озер Хмелевского спешу вниз по дороге.
Миновав место, где вышел на дорогу при подъеме по отрогу хребта, продолжаю путь, придерживаясь участков дороги с плотным снегом. Снег почти исчезает незадолго до обзорной площадки у обрыва. Здесь зияет пустыми дверями и окнами неуютный брошенный домик.
Внизу можно рассмотреть в подробностях все постолимпийское наследие Красной Поляны.
Где-то далеко за ущельем Ах-Цу угадывается полоса моря под облаками.
Нижняя граница снега на северных склонах хребта Аибга за последние две недели стала заметно выше.
В северных «цирках» Аибги еще продолжается горнолыжный сезон.
Мощные снежные карнизы, источники лавин, нависают над обрывами к первому «цирку» северо-западной оконечности хребта Аибга.
Перед лощиной большого ручья снег полностью исчезает. В долине ручья – бурелом, сломанные ветви.
Движение по дороге на удивление интенсивное для этого времени года. Навстречу проезжают несколько квадроциклов, УАЗы, Нивы. На спуске сворачиваю влево, на ответвление дороги к заброшенному приюту. Раньше, проезжая или проходя мимо, хотелось посмотреть – что же там находится? Оказалось, что в данный момент времени – искусственный водоем у дорог, и и чуть ниже — развалины какого-то строения.
Далее через километра полтора-два дорога, петляя, переходит на южный склон хребта. Здесь меня подбирает попутная Нива и довозит до самого низа. От места выезда на асфальтированную дорогу открываются красивые виды на Черную Пирамиду и хребет Бзерпи с одноименной скалистой вершиной.
Отсюда топаю в сторону оставленной утром машины. До нее около 2,5 км. От перекрестка к турбазе министерства обороны «Красная Поляна» меня второй раз подвозит неравнодушный разговорчивый местный житель. Еще до захода солнца выезжаю из поселка и через час с небольшим я уже дома. Неплохой получился поход выходного дня!