Хели-ски – экстремальный спорт, суть которого в спуске по нетронутым снежным склонам с горных вершин, куда участников, или фрирайдеров, доставляет вертолет. За рубежом хели-ски появился еще в 60-х годах, в России – значительно позже. Однако и в нашей стране сегодня есть все условия, чтобы покататься с удовольствием. Подробно о самом спорте, ценах для участников, используемых вертолетах, возможных опасностях рассказал Владимир Исаков, фрирайдер и управляющий партнер группы компаний «Горные вертолеты».
― Расскажите, пожалуйста, немного о хели-ски. Как давно появилась эта услуга в России?
― Хели-ски появилось в России около 30 лет назад. Одними из первых спуски начали организовывать французы в Красной Поляне. Здесь подходящий для хели-ски снег благодаря соседству с морем. Потом пришло понимание, что также удобен район Камчатки из-за близости к океану. Многие российские гиды являются учениками французов. Сертифицированные гиды работают например в компании SOCHI HELISKI.
Организация хели-ски проходит по простой схеме: приезжают люди, проходят инструктаж, получают специальное оборудование, гид выбирает место в зависимости от лавинной опасности и погодных условий и мы выполняем полет. Если не будет профессионального горного летчика и профессионального гида, ничего не получится.
― Значит, катаются в Красной Поляне и на Камчатке из-за качества снега. Дело только в этом или есть еще нюансы?
― Ну, я знаю, что катаются еще в Приэльбрусье, Архызе, в Хибинах. Других подходящих для хели-ски районов в России нет. В Сибири, на Урале тоже много снега, но прочие условия (отсутствие инфраструктуры) не подходят.
― Чем-нибудь отличается хели-ски в России от мировой практики?
― Да, отличается. В мировой практике, если брать Европу, Канаду, США, эта услуга обычно продается горнолыжными курортами, у которых есть гиды, есть вертолет. Все проходит официально. В российском хели-ски не всегда так. То, что делаем мы, – это цивилизованно. Используются коммерческий сертификат эксплуатанта, лицензии на перевозку пассажиров и на перевозку грузов. Компании SOCHI HELISKI и «База 560», которые предоставляют противолавинное оборудование, оформляют на каждого лыжника билет и страховку.
― Кто ваши клиенты? И как вы пришли к тому, чем занимаетесь сейчас?
― Я всю жизнь связан с авиацией. Мои родители и родственники из гражданской авиации – профессиональные пилоты, вертолетчики, самолетчики, освоившие большое количество типов воздушных судов. Я сам немного умею летать, занимался парашютным спортом, авиализингом. В общем, все время нахожусь в индустрии гражданской авиации как российской, так и международной. К тому же я с детства профессионально занимаюсь горными лыжами. Работал спасателем и инструктором в горах Сибири.
Изначально мы сдавали в лизинг самолеты и вертолеты российским авиакомпаниям, но, когда начался кризис на Украине, возросла волатильность валют, когда начали банкротиться туроператоры, падать цены на нефть, были введены санкции, международную авиационную деятельность пришлось заморозить. Тогда начали заниматься вертолетным бизнесом в сочинском регионе: стройкой, хели-ски, VIP-полетами и т. д. Вертолет востребован и необходим везде. Он важен для бизнеса, потому что есть много удаленных уголков, куда нужно летать по работе.
Что касается целевой аудитории, это очень обеспеченные люди: топ-менеджеры серьезных компаний, владельцы собственного бизнеса… В общем, те, кто могут позволить себе тратить за 3–4 дня по 45–50 тысяч рублей в день. В эти суммы не входят расходы на перелет к месту хели-ски, проживание, еду. Если их пригласить еще через три-четыре дня, они могут опять потратить 250 тысяч. А в месяц уже получается по 2-2,5 млн руб.
― Плавно перешли к самому интересному для читателей − стоимости хели-ски. Из чего она складывается? Какова она?
― Цены этого сезона были сформированы летом 2015 года. За 4 спуска хели-ски фрирайдер платил 35 000 руб. Этого достаточно, чтобы хорошо покататься, получить удовольствие. За счет чего формируется цена? Первое – стоимость летного часа вертолета. Зависит от того, что за вертолет: какой у него расход топлива, какое количество членов экипажа, дорогие ли страховка и техническое обслуживание. ТО иностранных вертолетов зависит от курса доллара или евро, поэтому выходит дороже обслуживания отечественных судов, во всяком случае для нашего бизнеса. Курс постоянно прыгает, нужно хеджировать риски. Мы летаем на большом вертолете ― на Ми-8, минимальная группа 12–13 человек. Каждый платит порядка 35‒40 000 руб. Гид за день катания получает от 10 до 17 тыс. руб. Аренда оборудования (рюкзак ABS, бипер, щуп, лопата) стоит 1500–2000 руб. в день. Стоимость летного часа и другую коммерческую информацию по понятным причинам я раскрывать не могу.
― Есть ли некий стереотип, сильно отличающийся от реальности, у тех, кто никогда так не катался? Может быть, есть какие-то мифы? Если да, то развейте их.
― Что должен знать человек перед хели-ски? Как понять, готов он или нет? Тут все просто. Хели-ски – обычный фрирайд с тем лишь отличием, что происходит по более качественному склону, по нетронутому снегу. То есть хели-ски может заняться любой фрирайдер, любой лыжник, любой сноубордист, который умеет кататься по целине: по лесу, по «цирку». В России, как правило, хели-ски проводится в достаточно спокойном режиме. Сильные группы могут начать катание с крутых сбросов, с прыжков с небольших карнизов. Но чаще всего это обычное катание «по пухляку», т. е. по свежевыпавшему снегу. Поэтому если человек умеет кататься по целине, владеет этой техникой, то с хели-ски у него не будет никаких проблем.
― Давайте поясним, что такое «цирки». Вряд ли многие знают.
― «Цирк» – это склон в форме полуцирка. Он, как правило, является лавиноопасным. Что касается времени скатки, оно зависит от группы участников. Если вертолет большой, на 13–14 человек, скатка займет минут 40. С такой группой работают три гида. На выгрузку из вертолета требуется порядка 30–40 секунд, на подготовку на пике горы уходит 3–5 минут. После того, как гиды определили, что сели в правильном месте, они смотрят, где можно спуститься по более безопасной траектории, чтобы не было риска схода лавины. Открывающий гид – самый опытный. Он открывает трассу, проходит крутой участок и докладывает по рации второму гиду, чтобы тот выпускал с необходимым интервалом фрирайдеров. Также открывающий гид объясняет, по какой траектории спускаться: можно ли «резать» склон влево/вправо траверсом либо нужно ехать короткими дугами и поворотами, чтобы не спровоцировать сход лавины. Когда вся группа проходит, за ней спускается второй гид. И третий, замыкающий гид проверяет обстановку, смотрит, чтобы никто не остался, после чего догоняет группу. Дальше все участники спускаются еще с одной-двумя такими же остановками. Средняя общая длина спуска на Краснополянском горном кластере от 1,5 до 3,5 км.
Если вертолет маленький, то все проще: один гид и три-четыре лыжника. Вся логистика происходит быстрее и занимает не 40 минут, а минут 17–20.
― Если гид понимает, что сели в неправильном месте, какой план в этом случае?
― Это достаточно редкое явление. Гиды опытные и хорошо знают горы. У нас ни разу такого не было. Но если все-таки сели в неправильном месте, и гид, и участники группы понимают, что там не спуститься, например, слишком круто для участников группы либо, с точки зрения гида, слишком лавиноопасно, то да, в этом случае вертолет возвращается. Время подлета составляет 4 минуты, никаких проблем нет, вертолет забирает группу, и гид определяет другое место, где можно высадиться и безопасно продолжить спуск.
― Были в вашей практике какие-то особо интересные случаи?
― На хели-ски каждый спуск уникальный, новый. Горнолыжное катание интересно само по себе, даже по обычным трассам. А хели-ски вообще трудно с чем-то сравнить. Может быть, с парашютным спортом или со скай-серфингом, но здесь свой кайф.
Каждый день, когда осуществляются полеты, не похож на предыдущий. Это актуально и на хели-ски, и на вертолетных работах, и на перевозке пассажиров. Кстати, мы летаем постоянно в заповедник, обеспечиваем егерей продуктами питания, углем, бензином. Постоянно находимся в разных местах: в горах, в лесах. Общаемся с интересными людьми, случайно встречаем необычных диких животных, например, зубров, маралов.
― Устраивали ли вы хели-ски в каких-то необычных местах?
― Мест для хели-ски не так много. В следующем году планируем устроить спуски в Абхазии. И это будет действительно необычно, поскольку хели-ски там давно никто не устраивал из-за политической ситуации. Мы проделали большой путь в этом направлении и надеемся, что в следующем сезоне в Абхазии удастся покататься. Там, кстати, хели-ски начинается раньше: с начала декабря, в то время как здесь сезон стартует в конце января.
― Какой набор должен быть обязательно с собой у каждого райдера?
― Основной набор фрирайдера, будь то горнолыжник или сноубордист, ― это сами лыжи или сноуборд для фрирайда, для лыжников палки с увеличенными колечками, которые не проваливаются в снег, верхняя одежда с усиленной влагозащитой, шлем, маска. Многие устанавливают на шлем камеру и снимают видео, получается очень зрелищно. Обязателен рюкзак ABS. Это рюкзак с баллоном и подушкой, которая быстро надувается при выдергивании специальной чеки в случае попадания в лавину. Подушка за счет объема увеличивает шансы остаться на поверхности после остановки лавины. Бипер – устройство размером с рацию для поиска в лавине, показывающее точку, где находится фрирайдер.
― Какие вертолеты подходят для хели-ски, а какие нет и почему? Какой вертолет предпочитаете лично вы?
― Мы сами летаем на вертолетах Ми-8МТВ. Это многоцелевой, самый массовый вертолет в мире. Производится на нескольких заводах в России с 1960 года, сертифицирован практически по всему миру. Взлетная масса вертолета – 12 000 кг. Полная заправка – 3600 кг керосина. Вмещает до 22 пассажиров либо 3 тонны груза в кабину, либо 4 тонны груза на внешней подвеске. Пятилопастная несущая система винта. Объем лошадиных сил – 4400 на два двигателя. Это неприхотливый вертолет с прекрасным пилотированием. Для нас хели-ски из-за сезонности является вторичным бизнесом, основное направление – горный монтаж и перевозка грузов на внешней подвеске для спасательных операций, поэтому Ми-8 для нас очень удобен.
Самый популярный вертолет для хели-ски в Европе и США − это Eurocopter AS350 B3. Ему принадлежит мировой рекорд Гиннеса: он садился на Эверест на высоту 8628 м. В России на Камчатке применяются Ми−8Т на небольших высотах и Ми−8МТВ на больших.
Eurocopter AS350 B3, Alouette III и Lama ─ хорошие вертолеты, сделанные специально для гор, хотя две последние модели морально устарели. Также иногда используется для хели-ски американский вертолет Bell 407.
― С какими главными трудностями сталкивается ваш бизнес сейчас?
― Бизнес хели-ски отличается сезонностью ─ это январь, февраль, март и начало апреля. То есть по этому направлению мы работаем 3–4 месяца в году. Основной же вид деятельности – горные монтажные вертолетные работы. Мы строим горнолыжные подъемники, возим тяжелые грузы. Наши летчики, наша компания делают самые сложные вертолетные работы в мире: монтаж горнолыжных подъемников с заливкой бетона с внешней подвески. Есть у нас эксклюзивные услуги: например, завоз различных автомобилей в рекламных целях на горнолыжные пики.
― Расскажите по поводу лавин. Есть какая-то статистика в вашей личной практике? Как часто это случается? Есть какие-то еще опасности?
Хели-ски организуется с большой серьезностью. Здесь есть все вплоть до спутниковых телефонов. Состояние снега тщательно анализируется, что позволяет предупредить или избежать сход лавины.
Наша деятельность очень сложная, связанная со многими рисками: здесь и человеческий фактор, и технический, и финансовый, и репутационный. Но мы профессионалы и любим свое дело. Это и профессия, и хобби, и спорт, и образ жизни. Тут и полеты, и хели-ски, да еще и море рядом.
― А сами вы попадали в лавину?
― Я один раз попадал в лавину, причем это было в Красной Поляне. Но мне повезло: хватило скорости, я из нее траверзом вылетел. При себе не было ни рюкзака ABS, ни щупа, ни лопаты. Только бипер. Попадание в лавину – жутко неприятная история. Ты не можешь никак управлять ни лыжами, ни сноубордом. При падении человека просто начинает заваливать.
― Как же вы оказались на склоне без необходимого оборудования, да еще и один?
― Поскольку склон был подготовленным, я не взял рюкзак ABS. Считается, что он нужен только для фрирайда. На курорте жил в пяти минутах ходьбы от подъемника, поэтому и пришел раньше всех, оказался один. Но в итоге все обошлось.
― Если не подходят погодные условия или есть риск схода лавины, деньги участникам возвращаются в полном объеме?
― Это очень редко бывает. Погода прогнозируется за 2–3 дня. Отдельно гидами анализируются ветер, дневная и ночная температуры, количество осадков, после чего принимается взвешенное решение, организовывать ли группу хели-ски. Если температура, ветер, количество осадков могут способствовать сходу лавины, хели-ски не организовывается. Срывы бывают редко. Но если люди прилетели, заплатили деньги, а погода подвела, то деньги возвращаются.
― Много компаний на юге России занимается эксплуатацией воздушных судов для целей хели-ски?
― Легально на юге этим занимаемся только мы – «Горные вертолеты». У нас хватает и воздушных судов, и пилотов. Есть вся разрешительная документация. У компаний, которые организуют катания, своих воздушных судов нет. Их нематериальный актив – опыт, знание гор и рельефа, умение оценивать лавинную обстановку. Две российские компании, «Вертикальный мир» и SOCHI HELISKI, предоставляют все необходимое для безопасности снаряжение и имеют в штате гидов – настоящих знатоков гор. Но вертолетов у них нет. И не так просто найти компанию, чьи пилоты могут летать в горах, отлично знают регион, все его «цирки» и вершины.
― Заключительный вопрос: должен ли пилот для хели-ски обладать какими-то специальными навыками?
― У командира воздушного судна должен быть очень большой опыт, чтобы работать в горах. Посадки/высадки людей с подбором – крайне ответственное мероприятие. К тому же вертолету запрещается по технике безопасности садиться на пик горы, и он все время находится в режиме зависания. В этом положении пилоту нужно удерживать вертолет, в то время как по салону передвигаются 18 человек. Если сложить их вес, то получится 2–2,3 тонны. Еще тяжелее ситуация, когда начинает дуть ветер. Представьте себе: вертолет завис на пике склона, а направление ветра меняется. То ветер дует с севера со скоростью 10–12 м/с, то с востока со скоростью 18 м/с. При этом по салону, ближе к левой передней части, передвигаются люди и смещают центр тяжести. Пилоту нужно удерживать вертолет, чтобы не было крена, не было смещения с точки висения. Конечно, для этого требуются высокие профессиональные навыки. И в России таких пилотов всего около десяти человек.
― Молодцы вы! И работа у вас отличная! Респект и удачи во всем!
Беседу вела Татьяна Купреева, заместитель директора по маркетингу компании «ХелиКо Групп».